К началу страницы

Как солдату РФ сдаться в плен
Философия » Непонятый Фридрих Ницше

Непонятый Фридрих Ницше

Компаньонов ищет Создатель, не трупов, не стад и толп почитателей.

Товарищей-создателей ищет Создатель, тех, кто напишет новые страницы скрижалей.

Товарищей ищет Создатель, помощников в жатве, ибо пришло время собирать камни.

— Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра»

Ницше по праву можно назвать одним из величайших философов современности. Широчайшую известность принесли Ницше его философские труды и, в частности, самая значительная его работа «Так говорил Заратустра». Философские теории Ницше часто были весьма противоречивыми. Он, в частности, разработал целую теорию о «сверх человеке» — физически совершенном, благородном человеке, все потенциальные возможности которого могут раскрыться только с помощью его абсолютного индивидуализма. Философское учение Ницше было извращено, когда оно стало считаться, и совершенно несправедливо, теоретической основой нацизма. Ницше, кстати, всегда презирал любую форму проявления антисемитизма.

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т.д. Наследуя Шопенгауэру, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей». Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу величайшего стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли. Ницше уточняет Шопенгауэровскую «Волю к жизни» как «Волю к власти», поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни. Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из принципа самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти.

Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. «Антихрист»). Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов». Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться свой цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницще ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницще и называет «сверхчеловеком», «белокурой бестией».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения…

Философские теории Ницше часто были весьма противоречивыми. Он, в частности, разработал целую теорию о «супермене» — здоровом, физически совершенном, благородном человеке, все потенциальные возможности которого могут раскрыться только с помощью его абсолютного индивидуализма.

Но таково ли на самом деле мировоззрение этого непонятого философа? Или это все только выдумки философистов и философастеров?

__

Фридриху Вильгельму Ницше есть в чем оправдываться, а может быть, даже и каяться. Имя этого философа для людей, воспитанных на гуманистических идеалах, звучит одиозно. Теория сверхчеловека, взятая на вооружение идеологами нацизма. Его изречения вроде «слабого толкни» или «бог умер». Воображение рисует сильного, самоуверенного человека, одержимого идеей величия германского духа...

Ницше по отцовской линии происходил из польских дворян. Учился филологии в Боннском и Лейпцигском университетах. Затем получил степень доктора наук и переехал в Швейцарию, чтобы, как он сам признавался, избежать воинской повинности.

Примерно в это время завязывается дружба и переписка между Ницше и Рихардом Вагнером. Вагнер, к которому обращена одна из первых значительных работ Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», через пятнадцать лет станет едва ли не главным оппонентом философа. Кстати, отношения с Вагнером и его кругом лишний раз доказывают непримиримость Ницше к адептам германской исключительности: «Бедный Вагнер! Куда он попал! — Добро б еще он попал к свиньям! А то к немцам...». В этом высказывании Ницше звучит не столько неприязнь к родному народу, сколько раздражение воинствующим национализмом, которым увлекался прославленный композитор.

Вот обобщенный портрет Ницше, воссозданный со слов друзей: "У него была привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты лица... В обычной жизни он отличался вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной ровностью характера. Ему нравились изысканные манеры в обращении, и при первой встрече он поражал своей церемонностью. И это «сверхчеловек», уверенный в собственном превосходстве и презирающий слабых?

Отчасти правы те профессиональные философы, которые пожимают плечами при словосочетании «философия Ницше». Он не совсем философ в приемлемом для них смысле слова. Тогда кто же? Говорят: филолог, поэт, философствующий эссеист... Сам стиль, сама музыка его текстов разительно отличаются от научной манеры изложения. Его подход меньше всего рассчитан на объективное восприятие жизни. Логики в нем маловато, зато сколько страсти!

В возрасте 35 лет Ницше серьезно заболевает. «К 1876 году здоровье мое ухудшилось... Мучительная и неотступная головная боль истощала все мои силы. С годами она нарастала до пика хронической болезненности, так что год насчитывал тогда для меня до 200 невыносимых дней... Зрелость моего духа приходится как раз на это страшное время».

Среди его последних работ — «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов»... Напряженные и полные отчаяния, эти книги отражают противоречия, разрывавшие душу больного философа, выражают внутреннюю борьбу, в которой Ницше проиграл сам себе. В 1900 году, на рубеже веков, он скончался в итальянской лечебнице для душевнобольных в Турине.

Дальше произошло нечто странное. Самый аристократичный из мыслителей, индивидуалист сразу же после смерти обрел массовую популярность, был растаскан на цитаты, превращен в идола.

Накануне Первой мировой именем Ницше оправдывались территориальные и политические притязания Германии. Многие восторгались принадлежностью немцев к разряду «сверхчеловеков», о которых сам Ницше, словно предвидя такой поворот событий, говорил, что «они дурно пахнут». Впрочем, о том, что действительно говорил Ницше, старались не вспоминать.

Английский политик лорд Крамер заявлял: «Одна из причин, вынудивших нас принять участие в войне, заключается в том, что мы должны защитить мир, прогресс и культуру, чтобы они не пали жертвой философии Ницше». Покойный философ оказался между двух огней.

Тексты Ницше в обязательном порядке стали изучать в гимназиях Германии. В рюкзаках немецких юношей, отправлявшихся на фронты Первой мировой, рядом с Библией и «Фаустом» лежал ницшевский «Заратустра». Впрочем, этот «Заратустра», как выясняется, был не совсем ницшевским...

Перед войной архив Ницше перешел в ведение его сестры Элизабет Ф„рстер-Ницше. Впоследствии она написала многотомную «Жизнь Фридриха Ницше», где представила себя единомышленницей и чуть ли не единственной ученицей покойного брата. «Люди вроде моей сестры, — писал философ, — неизбежно оказываются непримиримыми противниками моего образа мыслей и моей философии». Он как будто предвидел, что сестра опубликует его тексты, извратив их до неузнаваемости. Так на свет появился двойник философа, не оставивший своему прообразу шансов на оправдание.

Одна из главных концепций Ницше выглядит приблизительно так. Духовное совершеннолетие каждого человека отмечено кризисным переживанием своего я. Человек осознает, что его формирование протекало до сих пор без его ведома и участия. С ранних лет он подвергался воздействию традиционных воспитания, образования, морали, религии и науки, но с какого-то момента начал ощущать это опекунство как бремя и личную несвободу. Растет желание стать тем, кто он есть, скинуть маску, навязанную ему обществом. Я, вращавшееся вокруг объективных ценностей, хочет само стать центром и объективной ценностью. Удается это не каждому. Двадцатый век показал, что в итоге Я не только не сотворило себе новых миров, но и сорвалось с прежней орбиты...

Знаменитое «толкни слабого» звучит почти как инструкция для вышибал. Но о каком «слабом» здесь идет речь? В работе «По ту сторону добра и зла» Ницше писал: «В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель... — понимаете ли вы это противоречие?» Ницшеанский сверхчеловек, таким образом, — тот, кто в процессе внутренней борьбы сумел истребить в себе “тварное” начало и развить творческое. Ницше, по сути дела, категорически отрицал агрессию. Человек, по его утверждению, может нападать лишь на самого себя.

Обвинения Ницше со стороны поборников гуманизма сводятся обычно к трем пунктам: пангерманизм, антисемитизм, славянофобия. При внимательном изучении его текстов ни одно из этих обвинений критики не выдерживает. Вот несколько фактов и выбранных наугад цитат.

1. «Происхождение немецкого духа — из расстроенного кишечника». «Куда бы ни простиралась Германия, она портит культуру».

2. «Было бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов». Разрыв с Вагнером был во многом вызван антисемитизмом знаменитого композитора.

3. «Одаренность славян казалась мне более высокой, чем одаренность немцев». Может быть, тут сказалось славянское происхождение самого Ницше. Но уж во всяком случае «недочеловеками» Ницше славян не считал, как это ему пытался приписать Гитлер.

В Советском Союзе Ницше долгое время был под запретом. Сегодня оригинальные тексты его книг хорошо известны и переведены на русский язык. Но удивляет и настораживает то, что наряду с подлинным Ницше продолжает выходить и фальсифицированный. Я собственными глазами видел книжку Ницше под редакцией его сестры на одном прилавке с русским переводом «Майн Кампф». Значит, страшный двойник философа на этот раз понадобился кому-то и здесь.

Он был и остается самым загадочным и оригинальным философом. Фридрих Вильгельм Ницше и сейчас, спустя полтора столетия после своей смерти, продолжает будоражить умы людей. Можем ли мы в 21 веке утверждать, что приблизились к пониманию феномена Ницше? «Заблистать через 300 лет – вот моя жажда славы», – говорил он, предвидя, что останется непонятым как современниками, так и ближайшими потомками.

Понравилась статья? Поделись ею в соц сетях или плюсани.

При копировании информации просьба оставлять ссылку на статью и пару добрых слов в комментариях =)

Один комментарий на «Непонятый Фридрих Ницше»
  1. Bobby:

    Статья о Ф.Ницше покорила, а ведь целью было узнать подробнее о рунах).Такие наши пути...Благодарю за сайт.

Оставить комментарий

Отправить комментарий