Камни и минералы » Янтарь: мифы и истории. Янтарная комната

Конечно же, такой красивый камень, как янтарь, не могли обойти мифы и сказания.
Седые волны Балтики выносят на берег кусочки желтой смолы – то матовой, то прозрачной. Этот путь янтаря из морских глубин на берег породил фантастическую легенду, рассказывающую о его происхождении.
На дне Балтийского моря в янтарном замке жила прекрасная богиня Юрате. Молодой отважный рыбак Каститис осмелился ловить рыбу в ее владениях. Богиня послала своих русалок предупредить Каститиса, чтобы он не мутил воды Балтийского моря. Но не испугался юноша ее предупреждений и продолжал забрасывать сети в море.
Юрате полюбила Каститиса за смелость и красоту и увлекла его в свой янтарный замок. Но верховного бога Перкунаса разгневала любовь бессмертной богини и человека. Бог разрушил замок, приковал Юрате к развалинам, а Каститиса убил. С тех пор горько оплакивает Юрате своего возлюбленного. Ее рыдания трогают даже вечно холодные глубины Балтийского моря, которое, волнуясь, выбрасывает на берег осколки янтарного замка.

amber5

Этот камень цвета меда, кажется несет с собой тепло солнечных лучей, которые ощутимы при прикосновении к янтарю, недаром его называют теплым камнем.
Смолой веков, солнечным камнем, сгустком застывшего солнца, слезами дочерей Солнца, слезами, которым дарована завидная доля утешать и радовать людей, называют янтарь. Да, в нем нет блеска бриллиантов, загадочности изумруда, но люди издревле ценили его за естественность и простоту.
У янтаря много названий. Персы называли его кахраба – похититель соломы, немцы бернштайн – горючий камень, русские – морской ладан, греки – электрон, литовцы – гинтарас.
Все эти названия оправданы и объясняются удивительными свойствами камня. Если потереть его о шерсть и поднести к соломе или бумаге, то он их притянет. Янтарь хорошо горит, издавая смолистый запах хвои. Он почти не поддается воздействию внешних факторов, поэтому миллионы лет не оставляют на нем почти никаких следов. Янтарь не растворяется в воде.
Янтарь – это смесь органических соединений. Его удельный вес не одинаков. Белый непрозрачный янтарь хорошо держится на поверхности воды и легко выносится на берег.
Куски янтаря отличаются друг от друга не только по форме, но и по цвету, твердости, прозрачности. Цвет янтаря – желтый с разными оттенками, от светло-желтого до красного. Бывает и белый янтарь, похожий на слоновую кость.
Этот камень любили и почитали с древнейших времен. В погребениях каменного века находили бусы, пуговицы и многие другие изделия из янтаря.
Янтарь – один из первых драгоценных камней, известных человечеству. Символ Солнца янтарь украшал корону знаменитого египетского фараона Тутанхамона. Маленькая фигурка из янтаря стоила в те времена дороже сильного, хорошего раба.
Археологические исследования подтвердили, что с началом меновой торговли в Европе янтарь распространился очень широко. Особенно ценился балтийский. Поэтому не удивительно, что он с древних времен манил к берегам Балтики купцов Финикии, Греции, Рима. Очарованные красотой янтаря, они привозили его на родину. С тех пор янтарь стал известен южным народам. Привозили его в необработанном виде, а потом делали браслеты, ожерелья, пуговицы, трубки, мундштуки.
При французском дворе модницы носили кулоны из янтаря с «мушками», причем позволить себе такую игрушку могла далеко не каждая из них…
Считается, что перебирание в руках янтарных бус укрепляет душевные и физические силы. Это камень здоровья, счастья и любви. Могучий талисман и амулет, он помогает владельцу уходить от проблем, избегать ссор и неприятных ситуаций. Этот камень поддерживает оптимизм, дарит утешение в разных жизненных ситуациях и обостряет интуицию.
Немцы называют янтарь “бернштейн” — горящий ка­мень, арабы — “амбра”. Янтарь с древнейших времен служил украшением и амулетом. Египетские и греческие жрецы использовали янтарные курильницы. Римские ку­пцы предпринимали далекие и опасные путешествия, чтобы принести с туманных берегов северных морей зо­лотые кусочки янтаря. Благодаря его таинственным свойствам и неизвестному происхождению янтарю при­писывали сверхъестественную силу в лечении многих бо­лезней. Эта вера возникла еще в глубокой древности. В качестве лечебного средства янтарь применяли весьма разнообразно. Так, он использовался в качестве талисма­на. Янтарь принимался внутрь в виде порошка. Кроме того, растертый янтарь добавляли в мази и втирали в кожу. Им окуривали помещения.

Очень много внимания применению янтаря в лечебных целях уделил Плиний в своей “Естественной истории”. Он считал, что янтарь излечивает от лихорадки, а растертый в порошок и смешанный с розовым маслом и медом помогает при заболеваниях у детей, при ослаблении зрения, а поро­шок в чистом виде — при заболеваниях желудка. Плиний считал также, что янтарь помогает при болезнях горла, ба­зедовой болезни, отравлениях.

Существовало поверье: если положить кусок янтаря на грудь жене, то во время сна она должна признаться во всех своих дурных поступках. В Германии Мартин Лютер но­сил в кармане кусок янтаря, чтобы не образовались камни в почках.

Янтарем лечили не только людей, но и животных. Есть указания, что янтарем окуривали конюшни, где содержа­лись больные лошади. В конце XIX в. янтарь широко при­менялся для изготовления курительных принадлежностей как материал, обладающий бактерицидным действием.

В лечебных целях применялись порошок из янтаря, ян­тарные смолы, вдыхание его паров. Целительными являют­ся и украшения из янтаря. Он может предупредить приступ бронхиальной астмы, если его будет носить астматик. Э.Фракей в книге “Янтарь” пишет, что накануне первой мировой войны одна из лондонских фирм продавала юве­лирные изделия из янтаря, которые предназначались для пре­дупреждения простудных заболеваний и лечения ревматизма.

В России кормилицы носили бусы из янтаря, чтобы от­вести болезни от себя и ребенка. В одежду ребенка или в складки его белья прятали или зашивали янтарную бусин­ку, чтобы защитить от беды и болезней.

Искусно сделанные изделия из янтаря поражают красо­той и радуют глаз. Мировую известность имело кольцо с янтарем, принадлежавшее Лукреции Борджиа, представи­тельнице знатного рода: на золотом основании в шести лап­ках была закреплена янтарная змея с поднятой головой и угрожающе высунутым жалом, готовая к нападению. Ян­тарная змея имела ярко-красный цвет. На нижней стороне кольца была вмонтирована круглая кнопка. Если ее нажи­мали, из тайника выделялся яп.

Самые большие месторождения янтаря находятся на всем побережье Балтийского моря, где его называют “золотом Балтики”, и в Доминиканской Республике.

Уже в Древнем Египте и Древней Греции существовали янтарные курильницы. Их применяли и жрецы для культовых служений, и гостеприимные хозяева дома, желающие оказать гостю особую почесть. Для этого в огонь бросали щепотку истолченного в порошок янтаря. Его запах создавал радостную атмосферу, а выделяемые при горении вещества оказывали целебное воздействие.

Купцы из разных стран предпринимали далекие и по­рой очень опасные путешествия с одной целью — привез­ти с малоизведанных берегов северных морей россыпи зо­лотистых камней, вобравших в себя неведомые силы при­роды.

Происхождение янтаря было тогда еще неизвестно. Его целительные силы, помогающие лечить многие болезни — ревматизм, заболевания кожи, боль в горле и многое дру­гое, — приписывали чудодейственным силам солнца и мо­ря, на берегу которого находили эти камни.

С янтарем было связано множество различных пове­рий. Например, на Руси в дохристианские времена счита­ли, что в кусочках янтаря — в маленьких щербинках и уг­лублениях — обретают свой покой духи древнейших пред­ков. Поэтому янтарь был почитаем в славянском язычестве.

amber

В Италии в старину широко использовали талисманы из янтаря в виде бараньей головы или капельки грушевид­ной формы.

Считалось, что эти талисманы принесут удачную охоту и плодородие земель. А в новогодние праздники было при­нято дарить фигурки из янтаря, изображающие различный домашний скот, фрукты и злаки, — это должно было при­нести удачу в хозяйстве.

В Греции преподношение подарка из янтаря считалось самым лучшим пожеланием счастья.

В Средние века на Руси из янтаря изготавливали различные предметы культа, украшали церковную утварь, четки. У патриарха Никона (XVII в.) был даже янтарный посох. В Древней Греции название янтаря было «илектр». А на Руси по названию янтаря в народе образовалось имя волшебного целебного камня «алатыря», который упоминался во всех заговорах как «бел-горюч камень алатырь».

В настоящее время существует большое количество подделок янтаря. Например, его подобие, очень схожее по внешнему виду, легко изготавливается из синтетических смол. Поэтому подходите очень тщательно к выбору укра­шения с янтарем. А самым лучшим амулетом станет каму­шек, найденный вами на морском берегу.

В последнее время человечество заинтересова­лось своим прошлым, находя в нем единые корни, связи. Международной экспедицией ЮНЕСКО исследуется так называемый «Шелковый путь», которым со II в. до н. э. и до XVI века из Китая на Ближний Восток и в Грецию (а затем и всю Европу) караваны доставляли шелковые ткани и другие товары и который в XIII веке описал знаменитый итальянец Марко Поло.

Оказывается, что многие тысячелетия суще­ствовал и Янтарный путь! Так можно назвать маршруты торговли янтарем.

Археологи доказали, что уже в эпоху неолита (около 8—3-го тысячелетий до н. э.) янтарь с бе­регов Прибалтики стал предметом торговли на рынках Адриатики, откуда он распространялся по Средиземноморью. Когда же наладили «Шелко­вый путь», янтарь стал доходить и в Китай. По­скольку янтарь всегда был только предметом рос­коши, его обнаружение при археологических рас­копках служит своего рода признаком благосо­стояния жителей доисторических поселений. Ма­стерские по обработке янтаря и его хранилища археологи находили на всем «Янтарном пути». По-видимому, по «Янтарному пути» проследова­ла из Рима во времена Нерона (64—68 гг. н. э.) в Прибалтику экспедиция, которая вернулась с богатым грузом. Как свидетельствует Плиний Старший, этим янтарем украсили арену для боев гладиаторов, любителем которых был Нерон, и сети, ограждавшие зрителей от диких зверей. Кстати, говорят, что есть литовское предание, будто Палемон, предок династии литовских кня­зей, происходил от племянника Нерона.

   История Янтарной комнаты

Своим появлением на свет шедевр прикладного искусства Янтарная комната обязан Фридриху I Гогенцоллерну. Таким образом он хотел увековечить знаменательное событие – свое восхождение на прусский престол.
В Кенигсберг был приглашен датчанин Готфрид Вольфрам. Датский художник и архитектор был лучшим знатоком янтаря и мастером по его обработке. Он получил заказ выполнить янтарную галерею для замка Шарлоттенбург, который находится в окрестностях Берлина. В 1707 году была закончена первая стена галереи.
Однако вскоре услуги датского мастера показались архитектору замка Шарлоттенбург Эосандру фон Гете слишком дорогими, и он отказался от его услуг.
Работа по выполнению янтарной галереи была передана двум мастерам-янтарщикам из города Гданьска – Готфриду Турову и Эрнсту Шахту. Покрыть стены целой галереи янтарными плитами оказалось слишком дорогим удовольствием, и поэтому было принято решение о сокращении объема работ: было решено отделать не всю галерею, а только лишь один кабинет. Но несмотря на это, площадь янтарных плит, которыми должны были быть покрыты стены дворцового кабинета, составляла около 70 м2.
В 1716 году царь Петр I посетил короля Фридриха-Вильгельма в его резиденции в Берлине. Там Петр увидел янтарный кабинет, который ему очень понравился. Царь высказал пожелание иметь в Петербурге у себя во дворце такую же комнату.
Прусский король мечтал о могущественном союзнике в лице крепнущего Российского государства и потому решил преподнести янтарный кабинет российскому царю в подарок.

amber_room2

   Перед отправкой в Петербург стены янтарного кабинета были разобраны на отдельные панели и вывезены через Прибалтику.
Через сорок лет императрица Елизавета приказала перенести Янтарную комнату в резиденцию в Царском Селе, где комната впоследствии многократно подвергалась изменениям, дополнялась, переделывалась. В результате чего площадь янтарных панелей, покрывавших стены кабинета, увеличилась почти в четыре раза. Детали янтарной комнаты отразили на себе смену одного художественного стиля другим. Янтарная комната представляла собой смесь стилей барокко и рококо.
Широкую известность принесли Янтарной комнате не только ее историческая и художественная ценность, но более всего возникшие после ее исчезновения во время Второй мировой войны гипотезы и легенды о ее исчезновении и месте нахождения.
Кто же помог исчезнуть Янтарной комнате? Когда немецко-фашистские войска подходили к Ленинграду, в верховное командование немецкой армии к Эриху Коху, гаулейтеру Восточной Пруссии, поступило сообщение от доктора Альфреда Роде, в котором тот повествовал о находившемся в Ленинградской области памятнике искусства. Альфред Роде был директором Прусского музея города Кенигсберга и прекрасно знал место нахождения редкого произведения искусства.
Предметами искусства, вывозимыми с оккупированных территорий, занимался аппарат Розенберга, который возглавлял особый отдел «по делам охраны произведений культуры и искусства». В ведении Розенберга был батальон СС, состоящий из искусствоведов и историков, одетых в форму. Возглавлял этот батальон офицер фон Кюнсберг, профессиональный искусствовед. Идея Альфреда Роде о вывозе Янтарной комнаты из России в Восточную Пруссию была воспринята Кохом с энтузиазмом. Им обоим хотелось заполучить редкий памятник искусства в свое владение.
Затерять памятник искусства в лабиринтах партийной и государственной власти в суетное военное время оказалось не таким уж простым делом. Эрих Кох разработал целую кампанию по вывозу памятника искусства из города Пушкина.
На Западе была организована пресс-конференция, на которой прозвучало заявление о том, что знаменитому памятнику искусства на территории боевых действий грозит гибель. Газеты пестрели заголовками статей, призывающих немецкий народ к спасению исторического памятника, созданного по приказу прусского короля. Предполагалось, что шедевр будет возвращен на историческую родину в Пруссию и помещен в музей искусств.

amber_room

   После проведенной подготовительной кампании в прессе в дело включились люди Коха, который до этого времени старался оставаться в тени. Кох имел влиятельных друзей в командовании немецкой армии. В частности, войсками, занимавшими Ленинградскую область, руководил фельдмаршал Кехлер, старый приятель Коха и бывший командующий вермахта в Восточной Пруссии. Договориться о взаимовыгодном сотрудничестве не составляло труда…
Вскоре из среды солдат и офицеров прусских дивизий прозвучали настойчивые просьбы о спасении исторического памятника, дорогого прусскому народу. «Удовлетворяя» пожелания народа, Кох и Роде спокойно принялись за дело.
Демонтаж Янтарной комнаты производился под наблюдением доктора Роде. Он был хорошим знатоком янтаря, автором многих научных работ, посвященных ему. Надо отдать должное, Роде педантично описал все фрагменты янтарного оборудования комнаты. Все было тщательно пронумеровано, уложено в ящики, погружено в колонну автомобилей и затянуто плотным брезентом.
Из записей доктора Роде, которые позднее исследовали ученые, стало ясно, что янтарная обшивка стен была размещена по двадцати двум ящикам размером четыре на два метра. После войны записи доктора Роде исследовались неоднократно. При сравнении довоенных данных с данными доктора было выявлено отсутствие пятидесяти квадратных метров янтарной обшивки, находившейся на фризах и плафонах. Этот факт – лишь один из списка тайн, относящихся к исчезновению Янтарной комнаты.
По прибытии в Пруссию в замке города Кенигсберг была устроена выставка, на которой был представлен шедевр янтарного зодчества.
По воспоминаниям Эриха Коха, которые он пересказал много лет позже в польской тюрьме, зрелище было сказочным и действительно поражало воображение простого человека. Красота была настолько нереальной, что с трудом верилось в то, что такое чудо могли сотворить руки земного человека. Стены демонстрационного зала были до потолка покрыты резным янтарем. Тысячами искр сверкали зеркала в хрустальных рамах, оправленных янтарем. В янтарные панели были вмонтированы полотна старых мастеров. Резьба по янтарю была настолько миниатюрна, что ее приходилось рассматривать при помощи увеличительного стекла.
Из документов достоверно известно, что осенью 1944 года Янтарная комната находилась в резиденции Коха, хотя Розенберг не оставлял попыток взять контроль за судьбой шедевра в свои руки. Известно также, что Розенберг обращался даже с этим вопросом к самому Гитлеру, но тот, учитывая «заслуги Коха перед Отечеством» распорядился оставить комнату в ведении гаулейтера Коха.
Когда начались бомбардировки, янтарный шедевр снова был разобран и упакован в ящики, как оказалось, уже навсегда. Больше свет не видел янтарной сказки прусского царя.

amber_room3

   Ящики с янтарными плитами были спущены в подвалы замка. Однако линия фронта все приближалась к Кенигсбергу, советские войска наступали. Кох забил тревогу, он обратился с просьбой в Берлин об оказании помощи и просил прислать уполномоченного «для приема сосредоточенных в городе произведений искусства, документов и ценностей».
В качестве уполномоченного в Кенигсберг был послан оберштурмбаннфюрер СС Георг Рингель в сопровождении десяти эсэсовцев. Впоследствии оказалось, что имя уполномоченного было псевдонимом, что весьма затруднялись дальнейшие поиски пропавшего шедевра.
Из документов известно, что в числе ценностей, подлежавших эвакуации было также около 800 икон, похищенных в храмах Киева, Харькова, Ростова.
После взятия Кенигсберга в город приехала специальная комиссия из Москвы, занимавшаяся поисками произведений искусства и культуры, вывезенных за время оккупации с территории Советского Союза. Возглавлял эту комиссию искусствовед профессор Брюсов. Он хорошо знал доктора Роде по его научным работам и предложил ему сотрудничество по спасению исторических ценностей, оставшихся в развалинах Кенигсберга.
Доктор Альфред Роде передал советским властям небольшое количество ценностей, награбленных немецкими солдатами, и несколько экспонатов музея, сохранившихся после осады Кенигсберга в 1945 году. Но Раде ни слова не проронил о местонахождении – Янтарной комнаты – впрочем, его никто о ней не спрашивал, к тому времени советская власть еще просто не знала, что бесценный шедевр был вывезен из Пушкина именно в Кенигсберг. Роде упомянул лишь, что под развалинами города вроде бы находятся ценности мирового значения. Но у комиссии из Москвы и так было много дел, чтобы еще гоняться за призраками.
Альфред Роде и его жена исчезли совершенно таинственным образом. В квартире, где проживала чета Роде, были найдены два свидетельства о смерти, из которых становилось ясно, что оба супруга умерли от кровавой дизентерии с признаками тифа. Свидетельства были подписаны немецким врачом Паулем Эрманом. Однако впоследствии выяснилось, что ни на одном кладбище города Кенигсберга нет захоронений с телами четы Роде, а о докторе Пауле Эрмане вообще никто и никогда не слышал.
Одной из версий исчезновения Роде и его жены была причастность к делу «вервольфов», диверсантов немецкой разведки. Считается, что супруги были отравлены, тем более, что кенигсбергской разведывательной группой руководил тот самый загадочный оберштурмбаннфюрер Георг Рингель, занимавшийся эвакуацией ценностей. Вообще же псевдоним «Рингель» является производным от немецкого слова «Ring» – кольцо. Такие псевдонимы выбирали себе секретные агенты, занимавшиеся золотыми изделиями, драгоценными камнями и валютой.
Свидетелей исчезновения Янтарной комнаты осталось очень мало, война – суетное время, когда «затерять» человека не составляло особого труда, тем более когда этим занимаются спецслужбы.
Спустя много лет после окончания войны профессор Брюсов получил письмо от сына доктора Роде, в котором тот говорит: «…Я не могу себе представить, что мой отец мог допустить вывоз Янтарной комнаты из Кенигсберга. Мне кажется, что она находится в подвалах замка…».

amber_room4

   Важным свидетелем являлся владелец ресторана, размещавшегося в подвале замка, – Пауль Фейербрандт. На следствии он заявил, что осенью 1944 года в подвалах замка были спрятаны ящики с янтарными панелями – и когда началась осада города, они еще оставались там.
О судьбе Янтарной комнаты мог знать также инспектор памятников и музеев города доктор Фрезе, но он покинул Кенигсберг перед самым его взятием и бесследно исчез.
До сих пор не ясно, почему доктор Роде остался в городе, почему он не покинул его вместе с войсками. Возможно, он выполнял какое-то задание или выяснял, что же известно советским властям о пропаже шедевра.
К сожалению, это вся информация, касающаяся исчезновения Янтарной комнаты, далее следуют домыслы, догадки, легенды, подозрения и надежда на то, что когда-нибудь мы сможем вновь увидеть янтарное чудо…

 

Общую информацию об янтаре, о его магических и лечебных свойствах, о его происхождении и разновидностях можно прочитать в статье Янтарь.

Об обработке и добычи, о сочетании янтаря с другими материалами — здесь: «Янтарь: обработка и добыча, сочетание с другими материалами».

Источники:

  1. Гоникман Э. И. «Ваш талисман»
  2. Джаспер Стоун «О лечебных и магических минералах»
  3. Дмитриева Н. Ю. «Камни — целители»
  4. Бурцев А.К., Гуськова Т.В. «Драгоценные камни: красота, долговечность, редкость, магия, легенды, жизнь»
  5. Старцев. Р.В. «Тайны драгоценных камней»

Оставить комментарий